Делимся опытом


Пособия, выполненные руками педагогов группы и родителями


Ручной труд как средство развития речи дошкольников

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребе­нок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, ап­пликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и др.
В своей работе с детьми мы активно используем разнообразные материалы,   нетрадиционные способы и приёмы изобразительной деятельности, а также различные интересные техники – квиллинг (бумагокручение), торцевание, оригами.
Помимо развития мелкой моторики рук дошкольников  во время совместной продуктивной деятельности решаю задачи по развитию речи и дыхания. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произношения многих звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встаёт задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме с использованием собственных поделок не только способствует нормализации ритма дыхания, увеличению силы дыхательных мышц, улучшению воздушной проводимости бронхолёгочного аппарата, но и вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. 
Предлагаю вам игры на развитие дыхания и речи дошкольников, атрибуты к которым можно сделать вместе с детьми.
 «Ветер, ветер, ветерок»
Игра рассчитана на детей от 3 лет, способствует тренировке неречевого дыхания. Интересные трёхмерные фигурки, сделанные из  яркой  бумаги,  привлекают внимание детей, вызывают положительные эмоции, интерес и желание  играть. Так  как фигурки лёгкие  ребёнку будет нетрудно рассчитать силу выдоха, его продолжительность  и постепенность. 
Можно изготовить  вместе с детьми  фигурки по мотивам русских народных (авторских) сказок (настольный театр), тем самым через игру дети будут знакомиться с литературными произведениями,  развивать свою речь, мышление,  воображение, память, а также мелкую моторику пальцев рук.
Краткое содержание игры:
На штатив или трубочку надеваем трёхмерную фигурку, предлагаем ребёнку дунуть на одну из сторон игрушки, воздушная струя, попадая на фигурку, вращает её. (Не забываем обращать внимание на то, чтобы «вертушка» находилась на уровне роста ребёнка и ребёнок не горбился). Если мы используем персонажей из сказки, то в процессе  игры мы рассказываем её, побуждая ребёнка повторить рассказ.
«Весёлый перезвон»
Игра способствует развитию физиологического дыхания,  силы и  длительности       выдоха,  активизации губных мышц. Ребёнок учится точно направлять струю воздуха на предмет.  Упражнения по обучению малыша дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху является подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.
Играя с ребёнком в эту игру, мы также тренируем мышцы спины, что способствует формированию правильной осанки.
Краткое содержание игры:
1 вариант: 
На узкую ленточку подвешиваем различные лёгкие предметы,  из бумаги,  выполненные в технике «квиллинг» (снежинки, бабочки и т.д.),  при этом  ребёнок должен сидеть  прямо.  Располагаем снежинку на уровне роста  ребёнка и предлагаем ему дунуть так, чтобы снежинка закачалась.
2 вариант:
В крышке от картонной коробки проделываем отверстия, и вставляем в них деревянные палочки, сверху закрепляем тесьму с привязанным колокольчиком. Через некоторое расстояние закрепляем ещё пару деревянных палочек, но уже с подвешенным шерстяным шариком.  Ребёнок должен дунуть на шарик, чтобы шарик ударил по колокольчику.
«Цветочная полянка»
Это универсальная игра-сюрприз, которую можно использовать не только для развития дыхания, памяти,  закрепления знания  цвета,  звуковому анализу слова, закреплению обобщающих понятий и т.д.  Мы можем играть в неё и для закрепления счёта, соседей числа, порядкового счёта, геометрических фигур и т.д.,  а также применять и на познавательных занятиях. Игра приобретает свою многофункциональность за счёт легко заменяемых картинок-вкладышей. Кроме того, дети легко смогут сами сделать эти несложные цветочки. Развивая тем самым тонкую ручную координацию, глазомер, аккуратность выполнения работы, усидчивость и внимание.
Краткое содержание игры:
На дощечки закрепляем цветочки  жёлтый, синий,  красный, зелёный, (количество цветочков и цветовая гамма зависит от направленности занятия и  возраста ребёнка).     В каждом из них спрятаны картинки.
1 вариант: 
Предлагаем ребёнку дунуть в середину желтого цветочка, и  когда лепестки раскроются,  малыш увидит картинку (предлагаем просто запомнить её).  Затем ребёнок раскрывает красный, синий, зелёный цветочки поочередно (запоминая картинки).  Пока ребёнок дует в следующий цветок, воспитатель закрывает предыдущий цветок.  А  когда все цветочки будут раскрыты, мы спрашиваем у малыша,  кто в каком цветочке спрятался (развиваем память).
2 вариант: 
В каждом цветочке прячем, например звуковые картинки.  Можно предложить составить слово из первых звуков слова  из каждого раскрытого цветка. 
 Например: в жёлтом спряталось  «дерево» – первый  звук «Д»,  в синем спрятано «облако» – звук первый «О»,  в красном спрятана  «морковь»  – первый звук  «М»  соответственно слово получится из первых звуков «ДОМ». Так же мы работаем и с другими картинками на определённую тему.

«Соревнование колобков»
Игра развивает тактильные ощущения (ребёнок проводит пальчиком  поочерёдно по каждой дорожке), ротовое дыхание, длительность  и силу выдоха, тренирует губные мышцы.
Игра представлена в виде 3-х дорожек.  1 дорожка из бархатной бумаги;    2 –из глянцевой;  3 дорожка  выполнена в технике «торцевание», и представляет собой «травку».  Также прилагается два шарика (пластмассовый  и шерстяной) и трубочки разной толщины.        
Краткое содержание игры:
Предлагаем ребёнку прокатить пластмассовый шарик (затемшерстяной), по очереди по каждой дорожке, направляя  ртом струю воздуха на шарик. Когда у малыша хорошо будет получаться дуть на шарики ртом, предлагаем ему дуть на шарики через трубочки разной толщины.  (Шарики не должны скатываться на соседние дорожки).

 «Разноцветный гольф»
Игра направлена на развитие дыхания, тренировку губных мышц,  концентрацию внимания, развитие глазомера,  усидчивости, умение выполнять задание взрослого.
Краткое содержание игры:
Дно коробки выложено прямоугольниками из бумаги разного цвета. На каждом цветном поле вырезаны круглые отверстия.  Мини табло поможет фиксировать результаты игроков. В эту  игру могут играть одновременно два человека. В набор входят шарики разные по фактуре и размеру, а также  пластмассовые трубочки, карточки с цифрами.
1 вариант:
Друг против друга садятся двое детей, берут шарики разного цвета. Задача: задуть в лунку как можно больше шариков. По окончанию игры подводим итог,  кто больше шариков задул в лунку.    Каждый забитый гол отмечаем карточкой с цифрой на табло. Можно задувать шарики и через трубочку.
2 вариант:
Перед ребёнком ставим задачу, через трубочку дуть на шарик так, чтобы с синего поля докатить его до жёлтого поля и попасть в лунку на жёлтом поле (стараться, чтобы шарик не попал в лунку на поле другого цвета).


Комментариев нет:

Отправить комментарий